Вступление
Многие фотографы, снимающие на зеркальные камеры, как любительского, так и профессионального уровня рано или поздно задумываются о выборе и приобретении сверхширокоугольного объектива.

Здесь стоит выделить два направления развития широкоугольников. Первое это объективы, задача которых нарисовать картинку с минимумом оптических, геометрических и прочих искажений. Задача эта, чем меньше фокусное расстояние, тем сложнее выполнимая, но об этом мы подробнее напишем как-нибудь другой раз…
Второе направление – объективы типа «fish-eye» (рыбий глаз). Именно о таком объективе сегодня и пойдёт речь. Название «рыбий глаз» говорит само за себя. Глаз у рыб устроен таким образом, что угол обзора достигает 180 градусов, при этом пространство очень сильно искажается, «сворачивается»… На фотографии это даёт интересный художественный эффект.
Зенитар 16mm f/2.8

Объектив «Зенитар 16mm f/2.8» был выбран для обзора, не случайно. В настоящее время это самый дешёвый и одновременно очень популярный фишай. Объектив выпускается с четырьмя вариантами креплений, под различные фотоаппараты:
Canon (Зенитар C 16mm f/2.8),
Nikon (Зенитар Н 16mm f/2.8),
Pentax(Зенитар К 16mm f/2.8),
и с резьбой м42. (Зенитар М 16mm f/2.8)
Последний вариант можно прицепить практически к любому фотоаппарату через соответствующий переходник.
Мы тестировали версию для фотокамер Canon (Зенитар C 16mm f/2.8)
Конструкция
Объектив «Зенитар 16mm f/2.8» выполнен из металла и стекла, конструкция выглядит очень надёжно и внушает доверие.
К недостаткам можно отнести не очень удобную пластиковую переднюю крышку, она плохо держится на объективе и её легко потерять, а также оставить отпечатки пальцев на передней линзе, если не достаточно аккуратно надевать крышку.
Объектив не имеет системы автофокуса, и вообще не содержит внутри никакой электроники. Только стекло и металл, металл и стекло онли.
Тестовые Фотографии
Ниже приведены фотографии полученные камерой «Canon 6D» через стекло «Зенитар 16mm f/2.8», а для сравнения аналогичные снимки, сделанные на эту же камеру другим фишаем : «Canon EF 15mm f/2.8 Fisheye», который уже снят с производства, но всё-таки остаётся одним из лучших фишай объективом для Canon.










Все фото сделаны на максимально открытой диафрагме f/2.8 и на всех очень хорошо видно не достаточную резкость зенитара, особенно по сравнению с «Canon EF 15mm f/2.8 Fisheye»
Далее аналогичные пары фотографий, но сделанные на более прикрытой диафрагме f/8


Canon EF 15мм — f/8

Зенитар 16мм – f/8

Canon EF 15мм — f/8

Зенитар 16мм – f/8

Canon EF 15мм — f/8

Зенитар 16мм – f/8

Canon EF 15мм — f/8

Зенитар 16мм – f/8

Canon EF 15мм — f/8
Здесь всё еще видна разница между зенитаром и кэноном, но уже не такая явная как на открытой диафрагме. В целом, объектив можно назвать четким, начиная с диафрагмы 5.6 — 8 и далее…
На кропе
Всё вышеописанное справедливо при совместной работе фишай объектива с полнокадровой фотокамерой. На «не полнокадровом» аппарате (кропе) рисунок объектива «Зенитар C 16mm f/2.8», как и любого другого объектива созданного для полного кадра будет отличаться. Заметно снижаются как геометрические искажения, так и угол обзора.
Поэтому, если вы ищите фишай объектив для кропа и вам важен действительно широкий угол, то мы советуем поискать другой фишай объектив, созданный специально для «не полнокадровых» камер.
Примеры фотографий сделанных на объектив «Зенитар C 16mm f/2.8» и старенький кроп «Canon EOS 1000D»


Еще фотографии
Еще несколько фото работ, сделанных этой зимой на объектив «Зенитар 16mm f/2.8» и камеру «Canon EOS 6D».














Итоги
Итак, попробуем подсчитать все плюсы и минусы объектива «Зенитар C 16mm f/2.8»
Достоинства:
+ Цена. На момент написания статьи средняя цена на объектив — 6000руб.
+ Надежность, отсутствие внутри электроники которая могла бы сломаться
+ Прочность. Крепкий металлический корпус.
Недостатки:
— Не очень удачная конструкция передней защитной крышки.
— Не достаточная резкость на открытой диафрагме.
— Отсутствие системы автофокуса.
Несмотря на указанные недостатки, мы считаем, что объектив «Зенитар 16mm f/2.8» несомненно, стоит своих денег и даже немного больше. И хотя он уступает по удобству и качеству, более дорогим аналогам, с его помощью (и конечно прямых рук фотографа) можно получить очень интересные, необычные и высокохудожественные снимки. Однако мы не рекомендовали бы «Зенитар 16mm f/2.8» профессиональным фотографам, печатающим свои фотографии на бумаге размером а4 и больше или в бумажных изданиях. Для профессиональной работы, возможно, стоит обратить внимание на другие, более дорогие модели.